Попытаюсь ответить коллегам, опираясь на то, что, как мне кажется, понял сам:
1) Теплота может выделиться в виде энергии излучения.
2) До замыкания ключа оба конденсатора были подключены к источнику, поэтому на каждом из них был некоторый заряд и, соответственно, напряжение (их легко рассчитать). После замыкания ключа, действительно, никаких изменений не произойдёт.
3) До замыкания ключа конденсаторы были соединены последовательно; после замыкания левый конденсатор оказался закороченным, а значит, незаряженным.
Попытаюсь ответить коллегам, опираясь на то, что, как мне кажется, понял сам:
1) Теплота может выделиться в виде энергии излучения.
2) До замыкания ключа оба конденсатора были подключены к источнику, поэтому на каждом из них был некоторый заряд и, соответственно, напряжение (их легко рассчитать). После замыкания ключа, действительно, никаких изменений не произойдёт.
3) До замыкания ключа конденсаторы были соединены последовательно; после замыкания левый конденсатор оказался закороченным, а значит, незаряженным.
Написано, что ответ необходимо записать в виде целого числа или десятичной дроби. Единицы измерения указывать не нужно. Разделителем целой и дробной части является точка. При необходимости, округлите до 5 значащих цифр.
Написано, что ответ необходимо записать в виде целого числа или десятичной дроби. Единицы измерения указывать не нужно. Разделителем целой и дробной части является точка. При необходимости, округлите до 5 значащих цифр.
Теплота выделялась в соединительных проводах пока конденсаторы заряжались или перезаряжались. После замыкания и размыкания ключа всякий раз текут временные токи через провода, излучение здесь ни при чем. Нужно писать закон сохранения энергии системы с учетом работы батареи по перемещению заряда по цепи. Действительно, после замыкания ключа левый конденсатор закорачивается, но и заряд правого конденсатора и энергия его меняются тоже.
Теплота выделялась в соединительных проводах пока конденсаторы заряжались или перезаряжались. После замыкания и размыкания ключа всякий раз текут временные токи через провода, излучение здесь ни при чем. Нужно писать закон сохранения энергии системы с учетом работы батареи по перемещению заряда по цепи. Действительно, после замыкания ключа левый конденсатор закорачивается, но и заряд правого конденсатора и энергия его меняются тоже.
Ну, вот, уважаемые коллеги, хотя бы к финишу курсов мы начали общаться по поводу условий и решений некоторых задач. Как жаль, что этого не было раньше!
Позвольте, однако, вернуться к вопросу Ларисы Витальевны. На мой взгляд, ответ на него всё же сложнее, чем в предыдущем комментарии. В качестве поддержки сошлюсь на два авторитетных источника: 1) решение задачи Ф291 из «Задачника Кванта» http://kvant.mccme.ru/1975/04/resheniya_zadachnika_kvanta_fi.htm (её предлагали на заключительном этапе Всесоюзной олимпиады в далёком 1974 году); 2) статья С.Д. Варламова «Роль излучения в электрических колебательных системах» в журнале «Потенциал» http://potential.org.ru/pub/Phys/WebHome/E-3(1).pdf . Обратите внимание, что в задаче Ф291 никаких резисторов нет, провода идеальные, а тепло выделяется!
В общем, тут есть что обсудить, только жаль, что наш замечательный лектор завершил свои лекции. Правда, скоро начнутся новые курсы, возможно, там эта проблема будет подробно пояснена.
Ну, вот, уважаемые коллеги, хотя бы к финишу курсов мы начали общаться по поводу условий и решений некоторых задач. Как жаль, что этого не было раньше!
Позвольте, однако, вернуться к вопросу Ларисы Витальевны. На мой взгляд, ответ на него всё же сложнее, чем в предыдущем комментарии. В качестве поддержки сошлюсь на два авторитетных источника: 1) решение задачи Ф291 из «Задачника Кванта» http://kvant.mccme.ru/1975/04/resheniya_zadachnika_kvanta_fi.htm (её предлагали на заключительном этапе Всесоюзной олимпиады в далёком 1974 году); 2) статья С.Д. Варламова «Роль излучения в электрических колебательных системах» в журнале «Потенциал» http://potential.org.ru/pub/Phys/WebHome/E-3(1).pdf . Обратите внимание, что в задаче Ф291 никаких резисторов нет, провода идеальные, а тепло выделяется!
В общем, тут есть что обсудить, только жаль, что наш замечательный лектор завершил свои лекции. Правда, скоро начнутся новые курсы, возможно, там эта проблема будет подробно пояснена.
Галина Спирихина сказал:
Написано, что ответ необходимо записать в виде целого числа или десятичной дроби. Единицы измерения указывать не нужно. Разделителем целой и дробной части является точка. При необходимости, округлите до 5 значащих цифр.
А где написано?
Галина Спирихина сказал:
Написано, что ответ необходимо записать в виде целого числа или десятичной дроби. Единицы измерения указывать не нужно. Разделителем целой и дробной части является точка. При необходимости, округлите до 5 значащих цифр.
А где написано?
Нет, с момента размыкания ключа никаких процессов в цепи не происходит, поэтому теплота в это время не выделяется. Поэтому надо рассчитать лишь количество теплоты, выделившееся в цепи после замыкания ключа.
Нет, с момента размыкания ключа никаких процессов в цепи не происходит, поэтому теплота в это время не выделяется. Поэтому надо рассчитать лишь количество теплоты, выделившееся в цепи после замыкания ключа.
Михаил, почему с момента размыкания ключа никаких процессов в цепи не происходит? Энергия у конденсаторов меняется, за счет чего? И батарея работу совершает....Прошу пояснить, что имеете ввиду. С уважением, Олег.
Михаил, почему с момента размыкания ключа никаких процессов в цепи не происходит? Энергия у конденсаторов меняется, за счет чего? И батарея работу совершает....Прошу пояснить, что имеете ввиду. С уважением, Олег.
Нет, после замыкания ключа правый конденсатор заряжается до напряжения, равного ЭДС. Левый в это время соединён с точками равного потенциала. После размыкания ключа потенциалы этих точек не изменятся, поэтому конденсаторы сохранят то, что у них было до этого: у левого - ничего, у правого - максимальная энергия при напряжении , равном ЭДС.
Нет, после замыкания ключа правый конденсатор заряжается до напряжения, равного ЭДС. Левый в это время соединён с точками равного потенциала. После размыкания ключа потенциалы этих точек не изменятся, поэтому конденсаторы сохранят то, что у них было до этого: у левого - ничего, у правого - максимальная энергия при напряжении , равном ЭДС.
Уважаемые коллеги! Решил поделиться с вами одним методическим приёмом, который использую более 30 лет. Людям моего поколения он, конечно же, хорошо известен, но среди нас есть и те, кто помоложе…
Итак, примите лирическое отступление по поводу решения 7-й задачи.
Честно говоря, не увидев сразу красоты решения, я начал решать её «в лоб». Только удивился, почему это Виктор Иванович - великий мастер составления оригинальных задач - заставил нас проводить множество преобразований и расчётов. «Не в его стиле», - подумал я. Однако в любом случае надо было приступать к решению.
Использовал стандартно закон сохранения заряда и второе правило Кирхгофа (не велел Виктор Иванович так называть, оформляя задание ЕГЭ, но для коллег-то можно). И во втором случае (при размыкания ключа) получил, что заряд левого конденсатора не изменился. Вот тут-то до меня и дошло, что решить можно было и без второй части выкладок.
А теперь самое главное: как использовать собственные просчёты в работе с учащимися.
В подобных случаях я всегда поступаю так: предлагаю задачу, на которой «прокололся», детям, и жду, как скоро найдут они красивый способ решения. Такое бывает практически всегда. Если же не получается, даю подсказки. И, в завершение, обязательно рассказываю, как сам «лопухнулся».
Подчеркну, на уроке (или на кружке - задача-то приличная!) своё восхищение я делю поровну: половина - красоте решения, половина - ученикам, увидевшим красоту.
Уважаемые коллеги! Решил поделиться с вами одним методическим приёмом, который использую более 30 лет. Людям моего поколения он, конечно же, хорошо известен, но среди нас есть и те, кто помоложе…
Итак, примите лирическое отступление по поводу решения 7-й задачи.
Честно говоря, не увидев сразу красоты решения, я начал решать её «в лоб». Только удивился, почему это Виктор Иванович - великий мастер составления оригинальных задач - заставил нас проводить множество преобразований и расчётов. «Не в его стиле», - подумал я. Однако в любом случае надо было приступать к решению.
Использовал стандартно закон сохранения заряда и второе правило Кирхгофа (не велел Виктор Иванович так называть, оформляя задание ЕГЭ, но для коллег-то можно). И во втором случае (при размыкания ключа) получил, что заряд левого конденсатора не изменился. Вот тут-то до меня и дошло, что решить можно было и без второй части выкладок.
А теперь самое главное: как использовать собственные просчёты в работе с учащимися.
В подобных случаях я всегда поступаю так: предлагаю задачу, на которой «прокололся», детям, и жду, как скоро найдут они красивый способ решения. Такое бывает практически всегда. Если же не получается, даю подсказки. И, в завершение, обязательно рассказываю, как сам «лопухнулся».
Подчеркну, на уроке (или на кружке - задача-то приличная!) своё восхищение я делю поровну: половина - красоте решения, половина - ученикам, увидевшим красоту.
Очень рад, если обсуждение задачи оказалось полезным. На мой взгляд, главное, чего не хватает многим учителям (даже в очень крупных городах РФ), - это профессионального общения. К счастью, подобные курсы позволяют хотя бы немного восполнить этот пробел. Как был бы я счастлив, если бы смог оказаться на таких же курсах лет 30 назад!
Очень рад, если обсуждение задачи оказалось полезным. На мой взгляд, главное, чего не хватает многим учителям (даже в очень крупных городах РФ), - это профессионального общения. К счастью, подобные курсы позволяют хотя бы немного восполнить этот пробел. Как был бы я счастлив, если бы смог оказаться на таких же курсах лет 30 назад!
Никто это не озвучивал. Но полагаю, что для более уверенного прохождения курса лучше прикреплять решения кроме численных ответов. Я так и сделал. Кстати, по математике это прокатило. Дали 100 баллов из 100.
Никто это не озвучивал. Но полагаю, что для более уверенного прохождения курса лучше прикреплять решения кроме численных ответов. Я так и сделал. Кстати, по математике это прокатило. Дали 100 баллов из 100.
Коллеги. В Москве в службе поддержки сообщили, что решения прикладывать необязательно, только ответ. По математике те же 100 баллов без единого приложения.
Коллеги. В Москве в службе поддержки сообщили, что решения прикладывать необязательно, только ответ. По математике те же 100 баллов без единого приложения.
По поводу 4-й задачи вот ссылка на статью из "Кванта", где разбираются все тонкости подобныз задач http://kvant.mccme.ru/pdf/2001/02/kv0201korzhov.pdf (специально помещаю эти строки в двух форумах, чтобы смогли увидеть все, кто заходит в форум)
По поводу 4-й задачи вот ссылка на статью из "Кванта", где разбираются все тонкости подобныз задач http://kvant.mccme.ru/pdf/2001/02/kv0201korzhov.pdf (специально помещаю эти строки в двух форумах, чтобы смогли увидеть все, кто заходит в форум)
9-ю я знал раньше: это старая физтеховская задача 80-х годов. Там официальное решение достаточно громоздкое. Поэтому я отложил для себя её в папочку для раздумий: а нельзя ли её решить короче и красивее. Возможно, найду что-либо в перспективе сам, или кто-то из детей поможет...
9-ю я знал раньше: это старая физтеховская задача 80-х годов. Там официальное решение достаточно громоздкое. Поэтому я отложил для себя её в папочку для раздумий: а нельзя ли её решить короче и красивее. Возможно, найду что-либо в перспективе сам, или кто-то из детей поможет...
Михаил Бондаров сказал:
9-ю я знал раньше: это старая физтеховская задача 80-х годов. Там официальное решение достаточно громоздкое. Поэтому я отложил для себя её в папочку для раздумий: а нельзя ли её решить короче и красивее. Возможно, найду что-либо в перспективе сам, или кто-то из детей поможет...
А есть ссылка на решение?
Михаил Бондаров сказал:
9-ю я знал раньше: это старая физтеховская задача 80-х годов. Там официальное решение достаточно громоздкое. Поэтому я отложил для себя её в папочку для раздумий: а нельзя ли её решить короче и красивее. Возможно, найду что-либо в перспективе сам, или кто-то из детей поможет...
А есть ссылка на решение?
Елена Киштикова сказал:
Михаил Бондаров сказал:
9-ю я знал раньше: это старая физтеховская задача 80-х годов. Там официальное решение достаточно громоздкое. Поэтому я отложил для себя её в папочку для раздумий: а нельзя ли её решить короче и красивее. Возможно, найду что-либо в перспективе сам, или кто-то из детей поможет...
А есть ссылка на решение?Если самое быстрое то написать все уравнения для линз и подбор в экселе целых расстояний от 0 до 100.
Елена Киштикова сказал:
Михаил Бондаров сказал:
9-ю я знал раньше: это старая физтеховская задача 80-х годов. Там официальное решение достаточно громоздкое. Поэтому я отложил для себя её в папочку для раздумий: а нельзя ли её решить короче и красивее. Возможно, найду что-либо в перспективе сам, или кто-то из детей поможет...
А есть ссылка на решение?Если самое быстрое то написать все уравнения для линз и подбор в экселе целых расстояний от 0 до 100.
Общее линейное увеличение системы линз равно произведению линейных увеличений отдельных линз - вот единственное упрощение, о котором я знаю в 9-й задаче
Общее линейное увеличение системы линз равно произведению линейных увеличений отдельных линз - вот единственное упрощение, о котором я знаю в 9-й задаче
Помещу свое решение. Я сначала тоже решила по простому и получила 33. Может, потом перемудрила. Но не вижу ошибок. Я просто расписала все тепловые потери
Помещу свое решение. Я сначала тоже решила по простому и получила 33. Может, потом перемудрила. Но не вижу ошибок. Я просто расписала все тепловые потери
Количество теплоты всегда равно той энергии, которую получает конденсатор. Это закон. Если он получает W, то ровно столько же уходит на тепловые потери при его зарядке
Количество теплоты всегда равно той энергии, которую получает конденсатор. Это закон. Если он получает W, то ровно столько же уходит на тепловые потери при его зарядке
Это не закон, а интересный факт, который в некоторых случаях следует из закона сохранения энергии. Его отмечал, если помните, на прошлых курсах Д.А. Александров. Так вот, этот факт имеет место, если к незаряженному конденсатору подключают источник. Тогда ровно половина работы источника идёт на сообщение энергии конденсатору (на его зарядку), а другая половина выделяется в виде тепла. В нашем же случае ситуация несколько иная.
Это не закон, а интересный факт, который в некоторых случаях следует из закона сохранения энергии. Его отмечал, если помните, на прошлых курсах Д.А. Александров. Так вот, этот факт имеет место, если к незаряженному конденсатору подключают источник. Тогда ровно половина работы источника идёт на сообщение энергии конденсатору (на его зарядку), а другая половина выделяется в виде тепла. В нашем же случае ситуация несколько иная.
Для того, чтобы оставить комментарии к обсуждению, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, а затем вступите в курс